Житие Мартиниана Белозерского

Житие Мартиниана Белозерского
Житие Мартиниана Белозерского – памятник агиографии XVI в., составляющий часть сложного целого, которое включает также Житие Ферапонта Белозерского. Оба жития написаны одним автором, ферапонтовским иноком, и в ранних списках соседствуют, причем Ж. как бы продолжает Житие Ферапонта, начинаясь с того момента, которым то заканчивается. Ж. четко делится на несколько частей, иногда заканчивающихся словами «И о сих тако», «И о сих до зде». Два фрагмента имеют заголовки: «О рождении святого» и «О самодержце великом князе, и о всех благочестивых князех, и о земском устроении Русскыя державы». В поздних списках получили заглавия и другие эпизоды («О некоем болярине» и др.). Завершается Ж. общей похвалой Ферапонту и Мартиниану. Для своего произведения автор Ж. воспользовался легендами и преданиями, иногда он ссылается на рассказы очевидцев. Письменные его источники – летопись и Житие Кирилла Белозерского (из Жития взяты обширные этикетные формулы, а также рассказ о встрече Пахомия Серба в Кирилло-Белозерском монастыре с Мартинианом). А. Кадлубовский считает, что эпизод «О некоем болярине», повествующий об обличении Мартинианом Василия Темного, свидетельствует о независимой по отношению к великокняжеской власти позиции автора. Ж. известно в двух видах. Первый представлен одним списком 90-х гг. XVI в. – ГБЛ, Волок. собр., № 564, л. 223 об.–248 об. В нем житиям Ферапонта и Мартиниана предшествует небольшой текст «Сказание о начале святыя обители сия и о преподобнем Ферапонте», где кратко говорится о создании Кириллова, Ферапонтова и Лужецкого Можайского монастырей. По существу это – родословие князей Можайско-Верейских. Этот вид Ж. основывается на кратких летописцах типа Кирилло-Белозерского (ср.: ПСРЛ. СПб., 1910, т. 23, Приложение, с. 190). Второй, находящийся во всех остальных списках вид Ж. возник не позднее 60-х гг. XVI в. (это время написания древнейшего из его девяти списков – ГПБ, Соф. собр., № 467, л. 49–97 об.). Судя по присутствующему здесь тексту, озаглавленному «О благословении митрополита Макария», можно думать, что Ж. первоначально, т. е., по всей видимости, первого вида, было написано перед канонизацией Ферапонта и Мартиниана в 1547 или 1549 г. Во втором виде к Ж. добавились рассказы о чудесных исцелениях больных, приходящих поклониться гробу Мартиниана, чаще всего жителей близлежащих сел. Количество чудес варьируется от восьми (ГИМ, собр. Уварова, № 830 (1159), XVIII в.) до 17 (ГИМ, собр. Уварова, № 207 (1158), XVII в.). Второй вид отличается от первого также наличием известий, почерпнутых из летописи, родственной Летописному своду Московскому великокняжескому 1479 г. В таком виде Ж. было включено в минеи четьи Иоанна Милютина (ГИМ, Синод. собр., № 801, 12 января). В XVI в. отрывки из чуда с Памвой (первое) и с Акилиной (четвертое) были вырезаны вязью в медальонах на деревянной раке Мартиниана в Ферапонтовом монастыре; в XVII в. рака, в том числе и боковая ее доска с резьбой, была поновлена; от старой раки сохранилась лишь торцевая (в ногах) стенка с резьбой. С Ж. связана Служба Мартиниана, предназначенная для исполнения 12 января, в день его памяти. Она тоже известна в двух видах. Первый состоит из вечерних стихир и утрени с каноном; старейший его список – ГПБ, Соф. собр., № 467, Сборник житий 60-е гг. XVI в. (нач.: «Ум предочистив от страстного омрачения...»; все стихиры, за исключением славы, здесь подобны; славы поются на 5 и 8 глас, самогласны; канон начинается словами: «Песнь въспети и въсхвалити, Христе боже нашь...»; краегранесие указано, но его нет; после шестой песни канона – кондак с икосом; последний перед богородичным тропарь 9 песни – слава, общая Ферапонту и Мартиниану). По тому, что в обращении автор упоминает мощи Мартиниана, видно, что Служба была написана в Ферапонтовом монастыре. В смысловом и формальном отношениях она родственна Ж. Как и там, здесь множество цитат и сравнений, почерпнутых из Библии и сочинений отцов церкви, причем связываются они с речью о Мартиниане схожим образом («Сиа и зде сътворил еси» – в Службе, «Такожде и зде сицевым образом сътвори» – в Ж.). Во второй Службе этих цитат и сравнений нет. Вторая Служба – более пышное и торжественное произведение, чем Первая. Она тоже создана в Ферапонтовом монастыре (автор обращается к собравшимся для празднования памяти Мартиниана в храме «Божией матери», главной церкви монастыря, под которой Мартиниан похоронен, упоминает его раку). Эта Служба ориентирована на малую и великую вечерни, утреню и литургию; сохранилась в списках XVII–XVIII вв., из которых древнейший – ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 728, Трефолой, 30-е гг. XVII в. (нач.: «Ныне приспе пресветлая память блаженнаго Мартиниана...»; стихиры малой вечерни и утрени – все подобны, в великой встречаются и самогласны; два канона попесенно соединены, первый начинается словами «Песнь ти приношу, преблаженне...», второй: «Во глубину злобы от неразумия...»; последний перед богородичным тропарь девятой песни второго канона и здесь – слава, общая Мартиниану и Ферапонту; в списке ГПБ, НСРК, 1947, F.104, XVIII в., в эту Службу внесены некоторые изменения и дополнения). Эта Служба примечательна тем, что каждые несколько ее стихир начинаются одной и той же буквой. В канонах во всех песнях, кроме седьмой, инициалы тропарей совпадают с начальной буквой соответствующего ирмоса. На полях древнейшего списка этой Службы запись: «Се творение Матфея инока». В. О. Ключевский предположил, что Матфей – автор и Ж. По содержанию и эта Служба опирается на Ж., но – в отличие от первой – в ней говорится о чудесах, совершающихся у раки Мартиниана, т. е. она связана со второй его редакцией. Не связана ли первая Служба с первым видом Ж.? Как оба вида Ж., так и обе Службы Мартиниану не изданы. Лит.: Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. М., 1815, т. 6, ч. 2, с. 851–853; Житие преподобного Мартиниана Белозерского // ЛЗАК. СПб., 1862–1863, вып. 1, с. 127; Ключевский. Древнерусские жития, с. 272–273; Барсуков. Источники агиографии, стб. 356; Строев. Словарь, с. 336; Бриллиантов И. Ферапонтов Белозерский монастырь – место заточения патриарха Никона. СПб., 1899, с. 15–65; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 165.
Е. Э. Терентьева

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Житие Мартиниана Белозерского" в других словарях:

  • Житие Ферапонта Белозерского — – памятник агиографии середины XVI в. Ж. составляет одно сложное целое с Житием Мартиниана Белозерского (в ранних списках оно предшествует ему), написанное одним автором – ферапонтовским иноком. В конце Жития Мартиниана находится общая похвала… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Мартиниан Белозерский — Мартиниан Белозерский …   Википедия

  • Матфей — См. Житие Мартиниана Белозерского …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ — Тёмный (10.03.1415, Москва 27.03.1462, там же), вел. кн. владимирский и московский. Сын вел. кн. владимирского и московского Василия I Димитриевича и его супруги вел. кнг. Софии, дочери литов. вел. кн. Витовта. 8 февр. 1433 г. В. В. женился на… …   Православная энциклопедия

  • Бычков, Афанасий Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бычков. Афанасий Фёдорович Бычков Дата рождения: 15 (27) декабря 1818(1818 12 27) Место рождения …   Википедия

  • БЫЧКОВЫ — рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия 2.04.1899, С. Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В… …   Православная энциклопедия

  • Летопись занятий Археографической комиссии — выходит в С. Петербурге бессрочными выпусками, с 1862 г. До сих пор вышло девять выпусков. Программа издания следующая: 1) обработка материалов, изданных комиссией, ее членами, чиновниками и корреспондентами, и самостоятельные статьи… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»